Пред. тема • След. тема
Выносим на обсуждение непонятные и спорные вопросы православной веры, вместе ищем на них ответы и обосновываем наше отношение к ним. Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
о. Никифор » 23 дек 2015, 16:20
Тарас Борозенец в своей статье ставит очень трудный вопрос о границах церкви. (См. http://pravlife.org/node/347) Он пишет, что ключевым вопросом современного христианского сознания является вопрос о границах Церкви. Кто принадлежит Церкви, а кто нет? Полемика по этому вопросу разворачивается в целом между представителями двух позиций – эксклюзивистской (исключающей) и инклюзивистской (вмещающей). Эксклюзивисты полагают, что к Церкви Христовой принадлежат лишь православно верующие, воцерковленные люди, и что неверующие, инаковерующие, инославные, отщепенцы, нераскаянные грешники к Церкви не принадлежат и, стало быть, Царства Божия не наследуют. Ибо вне Церкви нет спасения, и кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Инклюзивисты же стремятся максимально расширить границы Церкви, включить в Нее как можно больше людей, апеллируя к любви Божией, к Его желанию, чтобы все спаслись и наследовали жизнь вечную. Теоретической основой первой позиции является традиционное учение Церкви, выраженное в Священном Писании, догматических и канонических постановлениях, творениях святых отцов. Вторые вдохновляются достаточно древним учением о всеобщем спасении, теорией апокатастазиса или рекапитуляции, высказываниями тех не многих святых отцов, которые ее разделяли. Мне хотелось бы обсудить эту тему и узнать о том, какое направление Вам ближе. Я скажу сразу, что склонен искать "золотую середину" в этом вопросе. Уверен, что тема эта не праздная. Сейчас можно встретить многих людей утверждающих о единстве Божьем или "что Бог во всех религиях один", а значит и спасение для всех одно. Но так ли это на самом деле?
-
о. Никифор
- СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 350
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 98
- Спасибо получено: 256 раз в 143 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: о. никифор
-
Павел » 24 дек 2015, 19:25
Тема интересная, но уж очень сложная в понимании.
-
Павел
- СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ
-
SergVLZ » 24 дек 2015, 23:19
Суровый грешник, согласен с Вами трудно сформулировать. Ведь когда начинаешь говорить о традиционном учении Церкви, о догматах, канонах, о 1054 годе, о годе 1517, часто слышишь "а-а-а, да вы православные с вами все понятно, вы превозноситесь...." Стоять твердо на прямом учении, не додумывать не модернизировать, не реформировать его, не поддоваться духу времени, а следовать учению в Духе Святом.... это к сожалению по мнению "некоторых" превозноситься. Все ж в Церкви с любовью и терпением ожидают этих "некоторых", когда они уже вернуться в "границы", "из-за границы" о. никифор, согласен с Вами по поводу "золотой середины", а в чем она по Вашему ? Я думаю она в том, что нужно стоять на традиционном учении Церкви, выраженном в "Священном Писании, догматических и канонических постановлениях, творениях святых отцов.", и ко всему относиться с трезвомыслием, и всецело уповать на Бога нашего в Святой Троице Единого.
-
SergVLZ
- СТАРОСТА
-
Профиль
- Сообщения: 97
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 78
- Спасибо получено: 54 раз в 33 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин
-
Суровый грешник » 25 дек 2015, 01:47
Однако попробую сформулировать . Начну с банальности. Один человек не может заглянуть другому человеку в душу и увидеть кто ей господь - Бог, дьявол, или собственное Я. Поэтому людям приходится опираться на внешние признаки и по ним группироваться. Соответственно групп по каким-то признакам относящих себя ко Христу, Евангелию и Библии образовалось великое множество. И слава Богу! Но Церковь, на сколько я понимаю, есть не самоорганизация вдохновленных древним текстом людей, а таинственное Божие устроение людей, сакральность которого зиждется на обитании в нем Духа Святого, данного Богом своей Церкви через его сошествие на Апостолов. Поэтому логично предположить, что быть в Церкви в первую очередь означает быть причастником сакральной части Церкви, а не только учительной. Умом люди спасают себя, но это полдела - в таинствах Церкви еще и Бог спасает их, делая для людей ту часть спасения, которую они сами не могут сотворить. Соответственно граница Церкви довольно четко прослеживается, хотя она и очень мягкая. Мягкая, потому что очерчены рамки, а наполнение остается за самим человеком - и степень, и количество, и качество усердия . Мой опыт общения со сторонниками "большого единения" выявил лишь их поверхностное понимание сути вопроса (люди просто не видели разницы в силу банального незнания вероучения) и совершенное отсутствие религиозного опыта при наличии мистического (что совсем не одно и то же )
-
Суровый грешник
- СУПЕРМОДЕРАТОР
-
о. Никифор » 25 дек 2015, 12:42
Спасибо за участие. В этой теме я хотел сказать о нескольких вещах. Первое, это рассказать о предваряющей благодати. Это такое сакральное и непостижимое действие Божий, когда человек до своего крещения становится христианином. В этом случае границы церкви неизмеримы и в них входит весь мир: "«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн, 3,16) Второе, это время действия благодати Божьей, когда человек принимает осознанное решение принять святое Крещение. В этом случае границы церкви уже обозначены Символом веры, решениями Вселенских соборов, правилами церкви, богослужением, учением святых отцов церкви и т.д. Здесь же и вопрос о присоединении к единой православной церкви всех остальных христиан мира. И третье, это обсуждение границ церкви и границ любви Божьей. Мы знаем из Священного Писания:"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.” (Мф. 7:21-23) Что эта за воля Отца Небесного?
-
о. Никифор
- СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 350
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 98
- Спасибо получено: 256 раз в 143 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: о. никифор
-
о. Никифор » 25 дек 2015, 13:13
Без исполнения воли Божьей невозможно человеку спастись. Когда иудеи испросили Христа, в чем воля Божия и какие дела нам делать, чтобы исполнить волю Божию? "Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин.6:29) – это первое повеление воли Божией. Второе повеление Христа - это Его евангельские заповеди, и конечно же учение о любви. Правда во все времена бытия христианской церкви всегда находились люди ставящие свое, именно свое, а не евангельское понятие о любви, выше веры. О них святитель Феофан Затворник писал так: "Но, посмотрите, какое употребление сделали из этого нынешние умники. Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому они думают и говорят: "Верь как хочешь - это все равно; только люби людей, как братьев, благодетельствуй им и действуй на них благотворно. Вон, - говорят, - и евангелист Иоанн только и пишет, что о любви. В любви у него свет и всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, ходит во тьме, пребывает в смерти, есть человекоубийца. Известно также, что когда евангелист устарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в церковь, и он твердил только: "Братие, будем любить друг друга!" Вот как он ценил любовь. Так, - говорят, - надобно и нам: люби - и только, а веруй как себе хочешь".
-
о. Никифор
- СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 350
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 98
- Спасибо получено: 256 раз в 143 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: о. никифор
-
о. Никифор » 25 дек 2015, 13:16
И далее добавляет: "Противопоставим же лжеучению этих краснобаев истинное учение святого Иоанна Богослова и оградим таким образом смысл свой от колебания в началах христианского здравомыслия суемудрием индифферентизма. Этим умникам хочется самим все устраивать, без Бога - и свое внешнее благосостояние, и свою нравственность. Оттого они всячески ухищряются сплесть такую систему учения, чтобы в ней о Боге и помину не было, - и бьют на любовь. "Вы себя-то, - говорят, они, - взаимно любите, а о Боге что думать!" Но с этой-то стороны особенно и поражает их святой евангелист. Действительно, он непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности. Смотрите, откуда производит он любовь. Бог, говорит он, возлюби нас и посла Сына Своего очищение о гресех наших, и затем прибавляет: аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любить (1Ин.4:10-11). Стало быть, по учению его, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, что веруй как хочешь. Потом говорит: возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть... Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает... Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:7-16). Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, так что, если кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжет и истины нет в нем (ср. 1Ин.2:4). Поэтому все учение святого евангелиста о любви можно сократить так: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его и в Себе Самом, и, особенно, в Его спасительных действиях на нас; познать, стало быть, и веровать. В чем же вся воля Божия? В вере и любви. Вот вам, говорит он, заповедь: да веруете в Сына Божия Иисуса Христа, и любите друг друга! (1Ин.3:23). Значит, не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и притом так, что вера есть источник любви; так что если собрать воедино только те места, где святой евангелист Иоанн говорит об одной любви, то и тогда учением его никак нельзя утверждать лжи суемудрия, что люби, дескать, только, а веруй как хочешь" Св. Феофан Затворник http://kxk.ru/ola3arenie/v20_684543_1.php
-
о. Никифор
- СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 350
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 98
- Спасибо получено: 256 раз в 143 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: о. никифор
-
о. Никифор » 25 дек 2015, 13:23
Вот об этой "золотой середине" между верой и любовью мне и хотелось сказать.
-
о. Никифор
- СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 350
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 98
- Спасибо получено: 256 раз в 143 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: о. никифор
-
Пламень » 26 дек 2015, 21:03
о. никифор, Прошу прощения, если это не в рамках темы, но у меня возникли вопросы. 25 дек 2015, 13:13, о. никифор писал(а): Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин.6:29) – это первое повеление воли Божией. Второе повеление Христа - это Его евангельские заповеди, и конечно же учение о любви.
То есть, верующие люди (имеются в виду православные христиане) должны в первую очередь исполнять заповеди Божьи. Есть такая заповедь - не убий. Но отношение к убийствам на войне очень разнообразное. Кто-то считает убийство врага проявлением любви к ближнему, кто-то вообще не желает брать в руки оружие. ( Понятие врага тоже можно очень сильно разнообразить, и потому вроде как найти оправдание. "Иноверец", "захватчик", "он первый начал" и т.п...) Как с точки зрения догматов Церковь должна относиться к войнам? К воинам? К убийствам и убийцам?
-
Пламень
- СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ
-
Вернуться в Вопросы веры
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
|