Пред. тема • След. тема
Выносим на обсуждение непонятные и спорные вопросы православной веры, вместе ищем на них ответы и обосновываем наше отношение к ним. Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
A®ian » 13 янв 2016, 10:27
Вчера участвовал в дискуссии по вопросу, надо ли испрашивать благословение у священника на каждый чих. Очень интересная многочасовая беседа получилась с множеством разумных мнений. Были, правда, и те, которые напоминали оккультизм. В итоге одним из участников была написана эта результирующая статья. Хотелось бы узнать мнение по этому поводу наших форумчан. ДОЛЖЕН ЛИ ХРИСТИАНИН ИСПРАШИВАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ШАГ ЖИЗНИ-------------------------------------------------------------- "Надо бы у батюшки благословиться" - маленькая юркая женщина характерного церковного вида протолкнулась через толпу прихожан. И вот уже спустя минуту батюшка выслушивает очередную историю - у той корова никак не отелиться, у этой муж пьет и не свозить ли в лавру на отчитку, а у нашей Нюрки беда - дочь непраздная без мужа. И что делать? Беды, как мрачное облако, окружают нас, и нет ничего удивительного, что человек пытается найти утешение и поддержку у тех, кому он доверяет. И если у человека есть доверие к Богу и Церкви, вполне возможно, что у человека есть и доверие к священнику. И вот тогда...
продолжение
[ Свернуть ]
И тогда возможны либо удивительные плоды духовной гармонии, эдакая духовная симфония, в которой духовник-священник выполняет роль дирижера, а паства живет в виде некоего духовного оркестра, либо...
Либо возможны перекосы и трагедии.
Пример. Священник может отговаривать от лечения опасного заболевания, предлагая возложить все на Бога. Я видел такие истории собственными глазами. Священник может призывать оказывать гражданское неповиновение власти ("никаких паспортов"!). Священник может запретить супружескую близость с мужем и довести до развода.
Велика власть священника. Его слова - как могучие заклинания, могут созидать и разрушать империи чужих судеб. И это слишком важно и ответственно, чтобы у нас не было собственного понимания, на что у священника есть право и обязанность, а что - дело сугубо личное. Проще говоря, мы должны понять, когда надо, а когда не надо советоваться со священником.
Тем более, что нам это не так уж трудно сделать. Потому что вся необходимая для принятия решений информация у нас на виду.
Прежде всего, наша святая Церковь - это не место запретов. Это - место освящения. Все 7 таинств церкви (крещение, миропомазание, покаяния, причастия, венчания, соборования, священнической хиротонии) - благословляют, освящают, наделяют даром, а не отнимают его. Наша церковь - дарующая, а не отнимающая. Благословляющая, а не запрещающая.
Единственное, с чем сам Господь и Его Церковь борятся - это с грехом. Это сама суть, подлинная задача церкви - прославлять Господа и бороться с грехом, чтобы опять же, приблизиться к Господу, через это приближение получить блаженное бытия, чтобы опять же, в едином светлом порыве, единым сердцем и устами славить Даровавшего Бытие.
Вот так все просто по сути (и сложно по форме).
Когда мы идем в храм, мы идем за освящением, благословением, а не "разрешением" или "запретом". Мы просим Церковь освятить наши начинания, а не дать указание "как нам жить". Ведь церковь не учит нас жить. Церковь учит нас не грешить. И прямое подтверждение тому - Евангелие, осуждавшее или поощрявшее сердца, а не стиль жизни. И богатый юноша был "недалек от Царства небесного"
Но как же послушание духовнику?
Что же. Тут требуется пояснение. Дело в том, что понятие послушания духовнику существует лишь в монастыре. Именно монах дает три обета Богу - безбрачия, нестяжания, послушания. То есть, монашеский путь как раз и характеризуется тем, что некто приходит в монастырь, чтобы от своей воли отказаться. И потому монахов называют земными ангелами. Ангел свою волю полностью отдал Богу. Так монах свою волю полностью отдает своему старцу - духовнику.
Мирянин такого обета не дает. Его вопрос к священнику носит лишь характер "узнать мнение" священника, а само мнение священника носит лишь характер рекомендации. Притом что мы должны признать, что мы не в состоянии адекватно узнать духовный уровень того или иного священника. Я сам совершал ошибки, определяя священника как духоносного, а потом узнавал нелицеприятные (и подлинные, увы) факты его жизни. И напротив. Можно подумать, что "уж этот то священник - так... паршивая овца в здоровом стаде" - и вид неказистый и слова не велеречивые.
А потом обнаруживалось, что сей - наследник Христов, человек высокой духовной жизни. Но ведь бейджиков и бирок на груди они не носят. А было бы здорово. Идешь по приходу, а среди священников на одном из них красуется бейдж - "Духоносец. Обращаться по всем вопросам".
Впрочем, определить духоносца все-таки можно.
Носитель истинного духа понимает, что церковь борется с грехом. И уважает свободу человека, дарованную Творцом. Поэтому человеку можно все, что не грешно. Священник на грех не благословит, а любое другое действие, которое не грех - освятить благословением может. "Дети в школу идут, благословите их, батюшка". Не грех идти в школу? Ну, мои родные, конечно не грех. Благословение да пребудет с вашими детками. Батюшка, благословите сердце полечить. Лечиться грех? Нет. Нигде не сказано, что лечиться грех, зато есть множество цитат святых, которые благословляли труд врачей.
Вот и получается, что духоносный человек не будет навешивать запреты на то, что "не грех". Это будет делать лишь желающий контролировать и втайне получающий удовлетворение от реализации собственной власти на запреты.
Поэтому первое, что надо сделать человеку, желающему получить благословение, это четко и ясно написать нужное действие - "хочу переехать, хочу выйти замуж, хочу лечь в больницу", а потом в том же Яндексе или Гугле узнать - грех ли выходить замуж, грех ли лечиться, грех ли переезжать. После такого вопроса вам самому(самой) станет очевиден комизм ситуации. После этого Вам можно подойти к священнику и не спрашивать его "можно ли мне выходить замуж" а просто "благословите меня на брак" (священник не имеет права отказать в благословении, если просьба не греховна).
А как же случаи, описанные в житиях современных святых? Старец упорно отговаривал человека ехать сегодня из монастыря и поезд терпел крушение. Или женщина вопреки благословению старца поехала на операцию и она прошла неудачно. Что в этих случаях?
Здесь мы имеем дело со святыми. Но поскольку способа определить святого у нас нет, это видит только Бог, мы должны исходить из четкой логики, описанной выше. У нас просто нет другого выхода, кроме как рисковать и во всех случаях исходить из логики "благословляется все, что не греховно". В противном случае, не имея дара духовного рассуждения, мы можем столкнуться с младостарцем, который искалечит нашу душу. И потому - сначала узнаем, является ли грехом то, на что мы хотим благословиться, и если не является - благословляемся смело. Не спрашивая разрешения, а получая освящение нашего намерения. Дмитрий Сиверс ©
Подписываюсь под каждым словом.
-
A®ian
- АДМИНИСТРАТОР ПРОЕКТА
-
Автор темы
Галина Владимировна » 13 янв 2016, 11:41
A®ian, согласна с Вами. Вот из недавно прочитанного.
Из статьи журнала "Фома". №7. 2006 Протоиерей Георгий Бреев, духовник священства г. Москвы.
- А чем отличается послушание духовнику от принципа абсолютного послушания, принятого во многих сектах?
- Абсолютное послушание - страшно. Оно равносильно самоуничтожению. Оно трансформирует людей в зомбированных особей, утративших Божественный дар личности и свободы. Послушание в христианстве - это, прежде всего, слушание благовествуемых истин и следование им в свободе избранного пути: "Вера от слышания, слышание от проповедающего", - учит Апостол Павел. "Слушавшийся вас слушает Меня", - говорит Иисус Христос.
- По каким вопросам необходимо советоваться с духовником? А то некоторые спрашивают: "На ком мне жениться?" "Поступать ли мне в аспирантуру?", а иные: "Какого мне цвета обои купить?"
- По своей сути, вопросы, связанные с бытом, не должны ставиться перед священником на исповеди. "Кто поставил Меня разделять ваши имения между вами?", - с горечью говорил Христос Спаситель. Тяжело сознавать, что в храме Господнем стоят люди у алтаря Господня и вопрошают, кто кому что должен отдать. Это - помрачение ума. "Ищите Царствия Божия и правды Его", остальное решится само собою.
-
Галина Владимировна
- СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Ан_дрей » 19 янв 2016, 02:40
Суровый грешник писал(а):Не совсем понимаю для чего брать благословение у священника.
.....Вот в семье, где несколько детей, странно ли, что сын просит благословения у отца и матери? Не разрешения, не требования согласия, а именно благословения. В этот момент совершается тайна семьи. Не греховные намерения - учиться, сменить работу, жениться, сделать что-то существенное, но в чём сомневаешься, проходят стадию внутреннего согласования, семейной гармонизации. Старший с уважением к младшему и оставляя его в свободе окончательного выбора высказывает свое отношение к желанию сына с высоты опыта и неведомых сыну знаний. Это форма реализации заповеди о почитании отца и матери. .....В идеальном варианте церковной общине надо быть большой семьёй. И обращение за благословением тоже может играть ту же самую роль гармонизации. Тот или другой брат это уже делали или делают, можно координировать усилия, либо получить предупреждение о негативном результате. И в любом случае благословение священника будет проявлением единомыслия. .....Однако есть и опасность. В статье хорошо определены такие случаи: " И это слишком важно и ответственно, чтобы у нас не было собственного понимания, на что у священника есть право и обязанность, а что - дело сугубо личное. Проще говоря, мы должны понять, когда надо, а когда не надо советоваться со священником".. ....Красным я выделил описку, которая иногда возникает при нескольких редакциях фразы. Думаю, что автор хотел сказать: "было собственное понимание"
Не знаю какого я вероисповедания, но знаю, что Бог тебя любит! ...и я, как умею...
-
Ан_дрей
- ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Профиль
- Сообщения: 506
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 47
- Спасибо получено: 91 раз в 62 сообщениях
-
Вероисповедание: католик Реальное имя: Андрей
-
Ан_дрей » 19 янв 2016, 21:21
Суровый грешник писал(а):Спасибо, я так и предполагал, что это просто благочестивая традиция, не имеющая отношения к процессу принятия решений.
Извините, видимо я не смог выразить свою мысль. Батюшка - центр прихода - семьи. Она очень большая. Расстояния, темп жизни, не позволяют каждому знать всё о каждом. Через благословение священника возможно соединение намерений тех, кто не знает друг друга. Через обращение за благословением может быть остановлено поспешное решение. .....Я ни в коем случае не считаю это формальностью. Через благословение осуществляется как бы экспертиза намерения на "христианскость". Я часто испытываю потребность в благословении своих дел. И получив его, чувствую себя иначе. Не потому, что снимается груз ответственности, а потому что начинаю действовать в согласии с церковью, её принципами. Это как бы шёл один, а после благословения - уже в строю, даже если всё ещё один. .....Я очень страдаю, что не могу просить благословения ни у одного священника на свои дерзания по отношению к критическому осмыслению состояния Церкви. Не могу просить благословения на свои рассуждения об изменении Символа веры, о перенаправлении смысла жизни каждого христианина. Не могу, чтобы не "подставлять" священника, и его церковь, если он вдруг согласится, или действовать вопреки, если получу прямой запрет. Поэтому я говорю с вами и с ними по своей инициативе. А всех прошу молиться о том, чтобы не терять ум христов. .....Я вынужден действовать не как католик, потому что не благословлен, ни как православный по крещению. И читая мои "выверты", никто не должен считать - "вот это католика заносит", или православного, или протестанта. Во мне почти в равных долях есть ото всех. Я мечтаю быть сейчас христианином, исполняющим волю Божью в страхе божьем.
Не знаю какого я вероисповедания, но знаю, что Бог тебя любит! ...и я, как умею...
-
Ан_дрей
- ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Профиль
- Сообщения: 506
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 47
- Спасибо получено: 91 раз в 62 сообщениях
-
Вероисповедание: католик Реальное имя: Андрей
-
Павел » 19 янв 2016, 23:19
Ан_дрей, а Вы попробуйте попросить благословение на на изменение Символа веры. Может Ваше миропонимание изменится. Вы сами то понимаете что это от гордости? Ну в смысле это ваше хотение что то срочно изменить.
-
Павел
- СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ
-
Суровый грешник » 20 янв 2016, 00:20
Ан_дрей писал(а):Через благословение священника возможно соединение намерений тех, кто не знает друг друга.
Мы приходим в церковь, чтобы помолиться. Когда мы все вместе молимся во время Богослужения то это и есть соединение всех намерений. Ан_дрей писал(а):И получив его, чувствую себя иначе. .......потому что начинаю действовать в согласии с церковью, её принципами. Это как бы шёл один, а после благословения - уже в строю, даже если всё ещё один.
Т. е.после персонального благословения вы ощущаете себя ближе к церкви, чем после общей молитвы и общего литургического Богослужения? Как то получается, что Вы не в Церкви, а рядом с ней, то приближаясь то отдаляясь. Во общем не вливаетесь Вы в коллектив, оставаясь "solo ego". Offtopic: Это скорее психологический феномен а не религиозный. Один, один, совсем один, а вокруг церкви, церкви, церкви ...., а Христос был один, один .....
-
Суровый грешник
- СУПЕРМОДЕРАТОР
-
Ан_дрей » 20 янв 2016, 00:23
19 янв 2016, 22:19, Павел писал(а): Ан_дрей, а Вы попробуйте попросить благословение на на изменение Символа веры. Может Ваше миропонимание изменится. Вы сами то понимаете что это от гордости? Ну в смысле это ваше хотение что то срочно изменить.
..... СпасиБог за вашу заботу. Я - человек одаренный, имею много различных способностей и многие годы реализовывал их в христианском служении. То, на что я решился - это не звезданутость. Я писал о своих страхах, и что многие годы искал повода, лишь бы не начинать этого. И сейчас каждую минуту я хочу убежать. .....Но вы читали наверное в Писании о невозможности не проповедовать Евангелие. И когда я промолчу - то горе мне! Понимаете, я в горе от того, в каком состоянии сейчас находится христианство. Поэтому пусть по плодам будет ваше решение. В Символе всё сказано верно, но сказано не всё.
Не знаю какого я вероисповедания, но знаю, что Бог тебя любит! ...и я, как умею...
-
Ан_дрей
- ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Профиль
- Сообщения: 506
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 47
- Спасибо получено: 91 раз в 62 сообщениях
-
Вероисповедание: католик Реальное имя: Андрей
-
Суровый грешник » 20 янв 2016, 00:29
Ан_дрей писал(а): В Символе всё сказано верно, но сказано не всё.
И чего же там нет?
-
Суровый грешник
- СУПЕРМОДЕРАТОР
-
Вернуться в Вопросы веры
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
|