Жан-Клод Ларше́ — видный французский православный философ, патролог, богослов и писатель. Доктор богословия, доктор философии, профессор. Автор 27 книг, переведённых на 17 иностранных языков.
Болезнь в свете православного вероучения
https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_La ... uchenija/3
Тогда как, с одной стороны, телесные недуги способствуют духовной жизни, с другой – они ей препятствуют, как это подчеркивает святой Никита Стифат: «Но насколько эти болезни полезны для новоначальных, настолько вредны они для продвинувшихся в трудах добродетелей... Ибо препятствуют им заниматься божественными вещами, и притупляют болями и тяжелыми обстоятельствами разумную часть их души, и замутняют ее тучей малодушия, и иссушают умиление сухостью трудов»
стремление к выздоровлению является истинным долгом христианина, как, например, отмечает святой Исаак Сирин: «Кто болен и знает свою болезнь, тот должен искать врачевства»
Болезни порождены злом, «силами тьмы и зла», разрушения и смерти, грехопадением Адама и последующим искажением человеческой природы в целом315. Но вместо того, чтобы принять это как данность и покориться, человек, памятуя о победе Сына Божия над смертью и злом, должен всеми силами сопротивляться им. Такое сопротивление болезням в некотором смысле является борьбой человека с силами зла. Блаженный Феодорит Кирский сравнивает эту борьбу с военным сражением: «Преодолеваемые же болезнию. стараются их, как врагов, изгонять из тела»
только Христос является «единственным врачом»327, так как всегда именно Он исцеляет328 через апостолов и святых: они могут лечить только Его именем и являются Его посредниками. Так, святой апостол Петр говорит толпе, которая видит его только что совершившим чудесное исцеление: что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
святой Антоний уточняет: «Не имею власти исцелять я, ничтожный. Исцеление – дело Спасителя: Он творит милосердие в любом месте над теми, кто взывает к Нему. Господь внял моей молитве, и Он явил Свою любовь к людям, открыв мне, что будет исцелять...»332. Такие уточнения необходимы в силу того, что в случае чудесного исцеления люди склонны прославлять чудотворца, а не Бога, как это сделали жители Листры в отношении святого Павла и святого Варнавы, о которых они говорили: боги в образе человеческом сошли к нам (Деян. 14:11), называя их, соответственно, Меркурием и Юпитером и желая вознести им жертву. Апостолам стоило большого труда доказать, что и они сами были такими же людьми (см.: Деян. 14:14–15), и убедить людей, чтобы они взывали к Богу Живому (Там же).