Рождественское послание митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора.
«Велие и преславное чудо совершися днесь:
Дева раждает, и утроба не истлевает,
Слово воплощается и Отца не отлучается,
Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием:
слава в Вышних Богу, и на земли мир»
(Стихира на стиховне, Великая вечерня на Рождество Христово)
Возлюбленные о Рождшемся Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Всех Вас сердечно поздравляю с мироспасительным Праздником Рождества Христова по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!
В эту святую ночь с особым духовным трепетом вниманием мы радостными словами Ангельского благовестия: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которые есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Это величайшее событие в истории человечества превосходит всякий ум и всякое разумение. «Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетний начинается. Сын Божий делается сыном человеческим», — пишет о Боговоплощении великий отец и учитель Церкви святитель Григорий Богослов. Сам Источник и Податель жизни соделался человеком, чтобы вернуть Свое возлюбленное создание в Небесное Отечество, «спасти людей своих от грехов их» (Мф. 1:21), потому как отказавшись от рая, человек окунулся в познание греха, отвернулся от Бога, добра и истины. Потерял не только способность, но и саму возможность возвращения под Родительский кров. Кажется немыслимым, как Адам, будучи бессмертным, ввел грехом в свою жизнь смерть, но, более того, представляется невозможным, как новый Адам – Христос – тленное естество возводит к нетлению. По этому поводу святитель Афанасий Великий пишет: «Ныне Сын Божий снисшел к нам из любви к людям, принял человеческое тело, принес Себя в жертву Своему Отцу, а затем, через воскресение, одарил всех смертных бессмертием», ибо только всесовершенная Божественная любовь может подъять на себя всю полноту бед и скорбей падшего человека.
В тихой Вифлеемской пещере воссиял день начала нашего спасения, возвещенный пророками, «Тот, Кого не вместила вселенная, вместили ясли», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Сокровенная от суетного века сего непостижимая тайна о спасении рода человеческого была открыта тем, кто с радостью, надеждой и любовью был готов ее встретить. Святое Евангелие свидетельствует, что первыми из них были вифлеемские пастухи – простые бедные люди, имеющие веру и упование на Бога, также говорится о восточных волхвах, которые «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:10-11).
Но были, к сожалению, и те, кто с самого начала не принял Христа – те самые люди, которые не захотели разделить свой кров со старцем Иосифом и Девой Марией. А также те, для которых само рождение Мессии было неким вызовом не только их безмятежному благополучию, власти и могуществу, но и греховному образу жизни. Как тогда, так и по сей день наш мир делится на людей, которые с радостью и благоговением принимают Спасителя, и тех людей, кто не готов Его принять, не готов поменять свою жизнь, наполненную страстями и пороками. И в этом выборе: выборе добра и зла, правды и лжи – человек остается свободным.
И сегодня, как и две тысячи лет назад, немеркнущий свет Вифлеемской звезды вновь и вновь призывает нас сделать свой выбор. Так оставим же и мы чуждые христианству обычаи, «светскую пышность и различные соблазны века сего, — призывает нас божественный Златоуст, — немедля поспешим в Вифлеем, где находится дом хлеба духовного. Пастырь ли ты? Теки туда, и ты в вертепе узришь Младенца. Царь ли ты? Если не пойдешь в храмину, нет тебе никакой пользы от порфиры. Мудрец ли ты?» Поторопись уразуметь милость Господа (Пс. 106:43). Все притецем ко Христу как к источнику Света, который никакая тьма объять не может (Ин. 1:14).
Подобно волхвам из Персиды принесем для Спаса Мира дары нашей веры: золото для добрых дел, ладан молитвы и смирну кротости и терпения. Увидим Христа в нашем ближнем, проявим к нему человеколюбие, милосердие и сострадание. Ибо чем извинишься ты, который не хочешь пройти одной улицы для посещения страждущего и заключенного в узах? Что скажешь, если едва подаешь нищему хлеба? Древние мудрецы, увидев звезду возрадовались и отправились в дальний путь, а ты не трогаешься с места, видя самого Христа и странствующего, и нагого! Убоимся показывать себя по наружности покорными поклонниками Господа, а на самом деле быть Его врагами (см. свт. Иоанн Златоуст. Беседа 7 на Евангелие от Матфея). Продвигнемся же во всяком деле проявить человеколюбие и кротость, потому что и сами мы очень нуждаемся в человеколюбии.
Пусть же Бесплотный воплощается в делах нашей любви и веры, Безлетний начинается во времени, а вместе с Ним начинается наша новая жизнь во Христе. Сын Божий делается сыном человеческим, дабы и мы с вами стали сынами Божиими.
Родившийся в Вифлееме Богомладенец да просветит Вас радостью торжества, укрепит Ваши силы, принесет в семьи мир и благоденствие, дарует возможность всем сердцем верить, надеяться, прощать и любить.
Аминь.
Рождество Христово 2018/2019 г.
«Велие и преславное чудо совершися днесь:
Дева раждает, и утроба не истлевает,
Слово воплощается и Отца не отлучается,
Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием:
слава в Вышних Богу, и на земли мир»
(Стихира на стиховне, Великая вечерня на Рождество Христово)
Возлюбленные о Рождшемся Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Всех Вас сердечно поздравляю с мироспасительным Праздником Рождества Христова по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!
В эту святую ночь с особым духовным трепетом вниманием мы радостными словами Ангельского благовестия: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которые есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Это величайшее событие в истории человечества превосходит всякий ум и всякое разумение. «Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетний начинается. Сын Божий делается сыном человеческим», — пишет о Боговоплощении великий отец и учитель Церкви святитель Григорий Богослов. Сам Источник и Податель жизни соделался человеком, чтобы вернуть Свое возлюбленное создание в Небесное Отечество, «спасти людей своих от грехов их» (Мф. 1:21), потому как отказавшись от рая, человек окунулся в познание греха, отвернулся от Бога, добра и истины. Потерял не только способность, но и саму возможность возвращения под Родительский кров. Кажется немыслимым, как Адам, будучи бессмертным, ввел грехом в свою жизнь смерть, но, более того, представляется невозможным, как новый Адам – Христос – тленное естество возводит к нетлению. По этому поводу святитель Афанасий Великий пишет: «Ныне Сын Божий снисшел к нам из любви к людям, принял человеческое тело, принес Себя в жертву Своему Отцу, а затем, через воскресение, одарил всех смертных бессмертием», ибо только всесовершенная Божественная любовь может подъять на себя всю полноту бед и скорбей падшего человека.
В тихой Вифлеемской пещере воссиял день начала нашего спасения, возвещенный пророками, «Тот, Кого не вместила вселенная, вместили ясли», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Сокровенная от суетного века сего непостижимая тайна о спасении рода человеческого была открыта тем, кто с радостью, надеждой и любовью был готов ее встретить. Святое Евангелие свидетельствует, что первыми из них были вифлеемские пастухи – простые бедные люди, имеющие веру и упование на Бога, также говорится о восточных волхвах, которые «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:10-11).
Но были, к сожалению, и те, кто с самого начала не принял Христа – те самые люди, которые не захотели разделить свой кров со старцем Иосифом и Девой Марией. А также те, для которых само рождение Мессии было неким вызовом не только их безмятежному благополучию, власти и могуществу, но и греховному образу жизни. Как тогда, так и по сей день наш мир делится на людей, которые с радостью и благоговением принимают Спасителя, и тех людей, кто не готов Его принять, не готов поменять свою жизнь, наполненную страстями и пороками. И в этом выборе: выборе добра и зла, правды и лжи – человек остается свободным.
И сегодня, как и две тысячи лет назад, немеркнущий свет Вифлеемской звезды вновь и вновь призывает нас сделать свой выбор. Так оставим же и мы чуждые христианству обычаи, «светскую пышность и различные соблазны века сего, — призывает нас божественный Златоуст, — немедля поспешим в Вифлеем, где находится дом хлеба духовного. Пастырь ли ты? Теки туда, и ты в вертепе узришь Младенца. Царь ли ты? Если не пойдешь в храмину, нет тебе никакой пользы от порфиры. Мудрец ли ты?» Поторопись уразуметь милость Господа (Пс. 106:43). Все притецем ко Христу как к источнику Света, который никакая тьма объять не может (Ин. 1:14).
Подобно волхвам из Персиды принесем для Спаса Мира дары нашей веры: золото для добрых дел, ладан молитвы и смирну кротости и терпения. Увидим Христа в нашем ближнем, проявим к нему человеколюбие, милосердие и сострадание. Ибо чем извинишься ты, который не хочешь пройти одной улицы для посещения страждущего и заключенного в узах? Что скажешь, если едва подаешь нищему хлеба? Древние мудрецы, увидев звезду возрадовались и отправились в дальний путь, а ты не трогаешься с места, видя самого Христа и странствующего, и нагого! Убоимся показывать себя по наружности покорными поклонниками Господа, а на самом деле быть Его врагами (см. свт. Иоанн Златоуст. Беседа 7 на Евангелие от Матфея). Продвигнемся же во всяком деле проявить человеколюбие и кротость, потому что и сами мы очень нуждаемся в человеколюбии.
Пусть же Бесплотный воплощается в делах нашей любви и веры, Безлетний начинается во времени, а вместе с Ним начинается наша новая жизнь во Христе. Сын Божий делается сыном человеческим, дабы и мы с вами стали сынами Божиими.
Родившийся в Вифлееме Богомладенец да просветит Вас радостью торжества, укрепит Ваши силы, принесет в семьи мир и благоденствие, дарует возможность всем сердцем верить, надеяться, прощать и любить.
Аминь.
Рождество Христово 2018/2019 г.