Рейтинг@Mail.ru
Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор • Душевнополезные мероприятия

Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор


Делимся опытом организации и проведения мероприятий различного уровня, обмениваемся впечатлениями и рекомендациями, информируем друг друга о культурных событиях в масштабах страны, области, города.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 05 сен 2013, 01:45

Наша школа обучает традиционным, уставным церковно-певческим и чтецким навыкам он-лайн и очно:

1. Постановка голоса;
2. Чтение на погласицы (смысловые акценты, пунктуация, правильная вокализация, мелодика фраз);
3. Сольфеджио (музыкальное и знаменное);
4. Крюковая нотация (столповая, демественная);
5. Гласы (обиходные и знаменные);
6. Неизменяемые песнопения богослужебных чинов;
7. Византийское и грегорианское пение (в соответствующих нотациях).
Приглашаем всех желающих

(подробности http://vk.com/lectorsinger
https://www.facebook.com/glagol.verbum
glagol-verbum@mail.ru).
Изображение
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


За это сообщение пользователю Ustavchik "Спасибо" сказали: A®ian

Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 05 сен 2013, 20:36

Изображение
Тот, кто искренно воспевает, обновляется душою и становится храмом Святого Духа. Не подумай, что псалмопение — нечто маловажное. Хотя, по-видимому, оно только чарует слух, но в действительности пробуждает душу. Так и блаженный про­рок Елисей, которого некоторые цари убеждали предсказать будущее, говорит: дайте мне человека, умеющего петь (4Цар.3:15). Пришел сведущий в пении, и в то время, когда он пел, — говорит Писание, — сошел на Елисея Святой Дух. Что же? Разве Дух Святой очаровывается звуками и привлекается пением, если Он опочил в пророческой душе? Чтобы при­звать к себе Святого Духа, для этого достаточно было чистоты пророка. Зачем же он в таком случае говорит: дайте чело­века,умеющего петь? Не для того, чтобы усладить Духа псалмо­пением, но для того,чтобы, в то время, как тот пел, ум пророка, обновившись, сделался достойным посещения его Свя­тым Духом. Для того он призывает Духа, чтобы показать, что Он очарован не псалмопением, а душою, пробужденною псалмопением. Он сошел не на певца, а на слушателя. (свт. Иоанн Златоуст)
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 06 сен 2013, 00:16

Изображение
Свт. Афанасий Александрийский (+373) о пении псалмов: “Почему псалмы поются мерным тактом и на распев?.. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев...Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность...”
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 06 сен 2013, 12:45

Изображение
Свт. Василий Великий, из Беседы на 1 псалом: "Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай и изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по видимому только пели их, а в действительности обучали свои души. Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, - как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением".
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 09 сен 2013, 12:28

Произвольное озвучивание богослужебных текстов еще не означает: "уже умею читать или петь". Благоговейное чтение или пение, помимо духовной собранности, предполагает:
а) понимание текста;
б) смысловые (а не "танцевальные") акценты;
в) искусное звукоизвлечение;
г) дыхание, соответствующее пунктуации;
д) грамотную орфоэпию;
е) четкую дикцию;
ж) правильное пользование мелодикой погласиц или попевок;
и т.д.

Конечно, вредные привычки сложно преодолевать, но вдруг кто-то отважится?
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=EsqKZC7T71Y[/youtube]
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 13 сен 2013, 11:53

Изображение

В 1618 – 1619 гг. Мелетий Смотрицкий создал свой главный филологический труд – основу церковнославянской грамматической науки на следующие два века, выдержавшую множество переизданий, переработок и переводов – "Грамматика в Царствующем Великом граде Москве, в лето от сотворения мира 7229, от Рождества же во плоти Бога слова 1714, индикта 14 месяца февруария". По этому учебнику, в частности, учился Ломоносов.

Изображение
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение диакон Александр » 13 сен 2013, 12:27

Ustavchik писал(а): Конечно, вредные привычки сложно преодолевать, но вдруг кто-то отважится?

Вредных привычек, типа "насилования связок" и нежелания неумения слушать хор, увы, полно :(
С удовольствием бы позанимался, т.к. музыкального образования очень не хватает, но...
диакон Александр
СУПЕРМОДЕРАТОР
СУПЕРМОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Профиль

Сообщения: 1023

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 211
Спасибо получено: 332 раз в 237 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
 

Медали: 2
За верность и преданность (1) За личный вклад (1)
       


Re: Школа уставного пения и чтения "Глаголь" новый набор

Сообщение Ustavchik » 14 сен 2013, 09:41

И. Гарднер. ПСАЛМОДИЯ

Вспоминается мне когда-то гремевший славой в Москве протодиакон Розов... В юности мне приходилось слыхать этого художника-протодиакона, и до сих пор живо впечатление от его службы. Он ни на йоту не отступал от установленных традиций образцов псалмодии и возгласов. Без малейшего намека на какую-либо драматичность, умел он передать (но не навязать!) всю силу идей текста, достигая это минимальными оттенками, свидетельствовавшими, что они им не надуманы, не заучены, а сами рождаются из понимания логической силы текста, оставаясь в то же время строго в объективных рамках классической псалмодии. В его манере чувствовалась высокая, вековая церковно-богослужебная музыкальная культура.
Конечно, для "культурной" псалмодии нужна известная школа. И в России учили правильному церковному чтению — и в народных училищах, и в духовных училищах, и в семинариях, и особенно в монастырях. Другими словами, эта ветвь церковно-музыкального искусства культивировалась.
Быть может у многих явится мысль, что этой премудрости нечего учиться и здесь не может быть никакой теории. Однако в литургическом музыковедении есть особый отдел: экфонетика (от греч.: "экфонесис" — возглас). Сюда же причисляется и псалмодия. Здесь — свои законы. В древности, в Русской Церкви (а у греков, сербов, болгар, румын и по сей день) экфонетика подчинена была определенным правилам и интонационные обороты при чтении (особенно Священного Писания) точно установлены традицией.
Была даже специальная безлинейная нотация, так называемая фонетическая, которой фиксировались на писчем материале интонации при возгласах и чтении (между прочим, экфонетические знаки имеются уже в Остромировом Евангелии — древнейшем русском памятнике 1057 г.). Этим интонационная традиция чтения предохранялась от самовольных "по личному вкусу", искажений.
Традиция экфонезиса и псалмодии — очень древняя и восходит к первым векам христианства и, возможно, тянется еще дальше, в ветхозаветное храмовое богослужение (как известно, евреи до сих пор имеют особые интонации для чтения Св. Писания, различные для каждой из его книг).
Многозначительно то, что у всех христианских Церквей, имеющих иерархию апостольского преемства, существуют псалмодия и экфонетика, во многих чертах совпадающие с псалмодией и экфонетикой Русской Православной Церкви.
Заметим при этом, что определенные правила и законы традиционной псалмодии и экфонетики вовсе не требуют рабского калькирование какого-либо образца. В пределах традиционных форм личность чтеца может проявляться; границы же этого проявления и указываются, с одной стороны — правилами, с другой стороны — церковной культурностью чтеца.
Да, это — культура. Своеобразная, "ино-культура", другая, чем светская декламация и выразительное чтение, и для того, чтобы правильно преподносить это искусство слушателям, нужна не только выучка технике чтения (каждый вышколенный драматический артист и оратор знают, что говорить перед публикой - занятие непростое и ему нужно учиться), но и сознательное наследование вековой традиции, знание ее внешних и внутренних (духовных) законов и соответственное воспитание духовного чувства и литургически-художественной чуткости. Другими словами — культура.
Поэтому ошибочно убеждение многих, что церковное пение — дело вкуса. Нет, это не дело прихоти личного вкуса каждого, а дело церковно-художественной, литургическо-музыкальной культурности и известной школы. Как нелепо,— некультурно — было бы, если какому-нибудь декламатору вздумалось бы на литературном вечере прочитать по своему вкусу, ну, скажем, одно из "стихотворений в прозе" Тургенева так, как протодиакон возглашает многолетие.
Но так же странно и неуместно выступление церковного чтеца в роли чтеца-декламатора, который, тоже по своему вкусу, "с чувством, с толком, с расстановкой", начинает рассказывать Шестопсалмие или кафизмы, или часы И притом так рассказывать, как хочется чтецу, чтобы понимали слушатели и . чтобы они ценили его декламаторское искусство.
Древнее литургико-музыкальное предание, основанное на тысячелетнем опыте, глохнет: его
заглушает чертополох многоликого "личного вкуса". Теряется русская церковная художественная культура. Против этого — одно средство: нужна школа.
1967 г
Изображение
Иван Алексеевич Гарднер известен как эксперт в области истории русского богослужебного пения. В России его узнали благодаря авторитетному двухтомному труду «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» и многим другим работам. В интервью со старшим сыном Ивана Алексеевича Гарднера Анатолем Гарднером пойдет речь о неординарной судьбе яркой и самобытной личности его отца.
Ивана Алексеевича Гарднера (в монашестве – епископ Потсдамский Филипп (РПЦЗ); 9 декабря 1898 – 26 февраля 1984), жившего в Мюнхене и преподавашего в университете курс «Литургическая музыка Русской Православной Церкви», считают выдающимся знатоком истории русского богослужебного пения. Гарднер стал широко известен в России благодаря своему авторитетному двухтомному труду «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» и многим работам, связанным с историей и практикой русского богослужебного пения.
Ustavchik
ТРУДНИК
ТРУДНИК
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 24

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
 
 
Cпасибо сказано: 7
Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Дионисий
 

       


Вернуться в Душевнополезные мероприятия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7