Творчество Евгения Евтушенко относится к 20 веку, веку, богатому различными языковыми экспериментами. 20 век – время нового слова. В поэзии авторов этого времени можно встретить большое количество окказиональных слов. На первый взгляд, может показаться, что окказионализмы – абсолютно редкое явление в литературе. Это не так. Многие известные писатели и поэты любили использовать в своих произведениях, чаще в стихах, окказиональную лексику. Серебряный век оказался наиболее богатым на создание новых слов. И творчество Евгения Евтушенко не было исключением.
Окказиональные слова ( окказионализмы ) - это внесистемные поэтические неологизмы, созданные по языковым словообразовательным моделям с нарушением системной продуктивности, которая зависит от семантических, структурных и стилистических ограничений, накладываемых языковой системой на словообразовательный тип, или эмпирической продуктивности, о которой говорят в том случае, если окказиональное образование создано по непродуктивной, малопродуктивной или неизвестной общелитературному языку моделям. Поскольку создание окказионального слова связано с различными нарушениями продуктивности, семантика подобного словесного новшества не может быть определена только с помощью выявления значения аналогичного словообразовательного типа, как это происходит в случае с потенциализмами, а выясняется лишь при наличии контекста, породившего конкретный поэтический неологизм.
В «Ивановских ситцах» (1976) предметом анализа стало ономастическое пространство поэмы и ключевые онимы, повторяющиеся в ней. Русское имя Иван становится своего рода корневой, смысловой основой для целого ряда героев русской истории. Первым на страницах этой поэмы появляется Иван-дурак из русской сказки, затем – царь Иван Васильевич Грозный, его крестник – русский первопечатник Иван Федоров, гулящий мужик Ванька Шиш. Вместе с тем этими прямыми «названиями» известных русских Иванов поэт не удовлетворяется.
Так, в поэме опосредованно возникает и тень Ивана Сусанина («сусанинская топь»), и знаменитые ивановские ситцы, и, естественно, сам русский город Иваново, гда с давних времен производили знаменитые ивановские ситцы.
В работе представлено семантическое пространство имени Иван, которое является ключевым в поэме, показаны его текстовые реализации (с указанием в скобках, сколько раз повторяется слово) – Иван-дурак, во всю ивановскую, Иван Васильевич Грозный, Иван Федоров, Ивангелье, ивановские ситцы, Иваново, Иваново-рваново, Иваново-пьяново, Иваны, Иваны грозные, рваные иваны, Ванька Шиш, Ивашка. Далее от текстовых реализаций идет следующий уровень – коннотации, формирующиеся в тексте и опирающиеся на фоновые знания читателей поэмы.
На примере анализа поэтических текстов произведений Евг. Евтушенко можно признать, что повторы по своей природе полифункциональны и употребляются комплексно. Они служат упорядочению произведения, несут смысловую нагрузку, раскрывая идейно-тематическое содержание. Повторяемость тех или иных языковых единиц является характерной приметой идиостиля Евг. Евтушенко.