Рейтинг@Mail.ru
Интереснейшая лекция об "Иисусовой молитве" • Вопросы богословия

Интереснейшая лекция об "Иисусовой молитве"


Интересуемся канонами и догматами Православной Церкви, повышаем свою грамотность в области апологетики, церковной археологии, библеистики, сравниваем и сопоставляем основы различных вероучений, тем самым расширяя свой кругозор.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Интереснейшая лекция об "Иисусовой молитве"

Сообщение Суровый грешник » 30 дек 2015, 22:02

Наткнулся на рекомендацию и посмотрел интереснейшую лекцию об истории "Иисусовой молитвы".
Выводы, прямо скажу совершенно не однозначные, но подвигающие к глубокому размышлению.

часть 1

часть 2

ответы на вопросы

Если кто посмотрит, то буду рад услышать его мнение. :)
Изображение
Суровый грешник
СУПЕРМОДЕРАТОР
СУПЕРМОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 1548

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
Откуда: Волгоград
 
 
Cпасибо сказано: 316
Спасибо получено: 360 раз в 275 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Валентин
 

Медали: 5
За верность и преданность (1) За трудовую доблесть (1) За заслуги 1 степени (1) За заслуги 2 степени (1) За заслуги 3 степени (1)
       


За это сообщение пользователю Суровый грешник "Спасибо" сказали: Галина Владимировна

Re: Интереснейшая лекция об "Иисусовой молитве"

Сообщение Natalia Adamenko » 03 янв 2016, 00:29

Спасибо за ссылки.
Не обещаю, что скоро посмотрю, но посмотрю обязательно и отпишусь тут))
Если тебе трудно, то ты идешь в правильном направлении.
Natalia Adamenko
СТАРОСТА
СТАРОСТА
Аватара пользователя

Профиль

Сообщения: 99

Зарегистрирован: г.

Пол: Женский
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
Откуда: Камышин
 
 
Cпасибо сказано: 1
Спасибо получено: 50 раз в 40 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Страница ВКонтакте: http://vk.com/id3342813
Skype: adamenkonatalia
 

       


Re: Интереснейшая лекция об "Иисусовой молитве"

Сообщение Суровый грешник » 03 янв 2016, 01:15

Буду очень признателен. :)

Вот краткие выводы этой лекции с сайта автора.

1) Традиция "умного делания" не была непрерывной, наблюдаются обрывы между "синайским" исихазмом и "омфалоскопическим" и между последним и Василием Поляномерульским/Паисием Величковским. В какой мере традиция была на самом деле единой, а в какой — лишь выдавала себя за таковую, выяснить невозможно. Восстановление традиции каждый раз происходило на основании скудных сведений из книг и из восточных практик, которые не прерывались.
2) Анализ двух дррус текстов, проведенный А. В. Бусыгиным, доставил еще одно, на сей раз неопровержимое, доказательство византийского происхождения исихастских сборников с текстом о трех годах раздельного вселения Троицы, откуда с неизбежностью следует вывод о еретическом и магическом характере византийского "омфалоскопического исихазма", равно как и многовековой (500-600 лет) русской практики Иисусовой молитвы.
3) Происхождение "Откровенных рассказов Странника" и возрождение интереса к психосоматической технике Иисусовой молитвы в к. 19 — 20 вв. не имеет ничего общего с реальной святоотеческой традицией. Техника молитвы, описанная в "Страннике", явилась следствием личных экспериментов Арсения Троепольского на основании сведений из "Добротолюбия", жития и 75 действий Василиска с использованием сведений из Бхагавад-Гиты и суфийской техники (и, возможно, опыта Игнатия Лойолы) вследствие особых богословских установок, проистекавших из теснейших контактов Арсения Троепольского с русскими масонами пер. пол. - сер. 19 в.
4) Влияние восточных практик можно предполагать на первом этапе (4-7 вв., йога), достаточно уверенно постулировать в 13 в. (суфизм и опосредованно йога), вполне доказательно (хотя и не во всех мелочах) — на "Странника" в 19 в.
5) В попытке богословски оправдать мистическую "омфалоскопическую технику" свт. Григорий Палама, не имевший личного опыта созерцания Света (в его сочинениях подобные свид-ва отсутствуют, что было очевидно его современникам, приписавшим ему "Главы" Симеона Нового Богослова), ошибочно счел естественный свет, зримый практиками разных религий, Нетварным, вследствие чего, с опорой на богословие Пс.-Дионисия Ареопагита (и тем самым косвенно — на Прокла), создал неверную богословскую систему, лишь частично скорректированную его последователями (мысленное, а не реальное различие между сущностью и энергиями). Богословие свт. Григория Паламы должно быть пересмотрено и, как минимум, значительно исправлено путем уточняющих формулировок. Только такой шаг даст шанс православному богословию вернуться к своей традиции и продолжить свое самостоятельное творческое развитие (в частности, дать соборную оценку имяславию).

Мне очень понравилось про влияние восточных практик и отсутствие православной антропологии (это в обсуждении и ответах на вопросы). :)
Изображение
Суровый грешник
СУПЕРМОДЕРАТОР
СУПЕРМОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Автор темы

Профиль

Сообщения: 1548

Зарегистрирован: г.

Пол: Мужской
Страна: Российская Федерация Российская Федерация
Откуда: Волгоград
 
 
Cпасибо сказано: 316
Спасибо получено: 360 раз в 275 сообщениях

Вероисповедание: православный христианин
Реальное имя: Валентин
 

Медали: 5
За верность и преданность (1) За трудовую доблесть (1) За заслуги 1 степени (1) За заслуги 2 степени (1) За заслуги 3 степени (1)
       


Вернуться в Вопросы богословия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8