Пред. тема • След. тема
Изучение Священного Писания является неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина. Обсуждаем сложные и непонятные места Ветхого и Нового Завета, их толкование с опорой на предания Святых Отцов, а также с точки зрения представителей иных конфессий. Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
Sovetnik » 04 фев 2012, 21:48
Авва Исарий сказал: "Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов".
Начиная спор с юристом, помните, что это доставляет ему удовольствие!
-
Sovetnik
- ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Алексей » 04 фев 2012, 22:43
Артист писал(а):Алексей, извините, но я перечитал ваше сообщение ещё раз. Там только мнение отца Андрея Кураева. Он же не священник а диакон. С другой стороны мне бы и профессора Осипова хватило бы но не знаю где найти. Если других ответов не будет вполне удовлетворюсь вашим.
И правда артист! Что же, вскроем карты: на другом православном форуме Вы скопировали эту тему. Оттуда же я скопировал ответ который написал священник. Или Вы даже не удосужились прочитать всю ленту ответов?
И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...». Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
-
Алексей
- ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Артист » 04 фев 2012, 22:57
Алексей, если вы удосужитесь полистать инет то с удивлением обнаружите что тема обсуждалась на четырех известных мне форумах. Ответа не обнаружил. Прежде чем выложить в открытой части я обсуждал ее с некоторыми форумчанами в личке. На ваш ответ я согласился в свзи с непрекрытой агрессией местной администрации только чтобы не раздувать конфликт.
Lingua est hostis hominum amicusque diaboli et feminarum!
-
Артист
- СТАРОСТА
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 82
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
- Откуда: Хабаровск
-
-
- Cпасибо сказано: 8
- Спасибо получено: 0 раз в 0 сообщении
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: Аристарх
-
Алексей » 05 фев 2012, 01:25
И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...». Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
-
Алексей
- ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Ahilla Desnicyn » 07 фев 2012, 23:53
Артист писал(а):Алексей, извините, но я перечитал ваше сообщение ещё раз. Там только мнение отца Андрея Кураева. Он же не священник а диакон. С другой стороны мне бы и профессора Осипова хватило бы но не знаю где найти. Если других ответов не будет вполне удовлетворюсь вашим
А чем ответ диакона хуже ответа священника? Вы же не отслужить его просите. Я не понимаю, вообще, почему нам надо, чтобы прописную истину нам возгласил Самый Главный - без этого никак?
Только вера двигает горами.
-
Ahilla Desnicyn
- ВЕДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ
-
Игумен » 10 фев 2012, 11:54
Канон Нового Завета Содержание Нового Завета - 27 книг, признанные каноном в мировом христианстве, - сложилось по меньшей мере 300 лет после написания последней книги Нового Завета. Критерий формирования канона новозаветных книг был таким же, как при отборе книг Ветхого Завета. Это древность, авторитет и схожесть с 1 или 2 книгами. Главное внимание уделялось устремленности на Христа. Другим важным критерием стало наличие апостольского авторства или его отсутствие. Так же, как в раннем иудаизме, когда иудейский канон был окончательно закрыт после признания того, что период пророков окончен, так и в раннем христианстве канон Нового Завета был закрыт, когда было признано, что божественную силу апостольских писаний воспроизвести нельзя. В конечном счете создание канона базировалось не на решении людей, а на божественном вдохновении. Если в 1 Тимофею 5:18 можно цитировать Второзаконие 25:4 как "Писание", то в том же самом тексте можно цитировать и Луки 10:7 как "Писание". И если авторитетные книги пророков читались вслух в иудейских синагогах, то авторитетные апостольские книги должны были читаться в христианских собраниях (1 Кор. 14:37; Кол. 4:16; 1 Фес. 5:27; Отк. 1:3,11). И если пророчества Иеремии цитировались как "Писание" его современниками (Дан. 9:2), то некоторые письма Павла тоже считались частью Писания его современниками (2 Пет. 3:16). Древние христианские источники подтверждают эту точку зрения, но с понятной осторожностью. Климент Римский (приблизительно 96 г. по Р. X.) цитирует слова Иисуса параллельно с текстами Ветхого Завета и придает им такое же значение. Но Новый Завет он цитирует без этого введения, которое он делает перед цитатами из Ветхого Завета. Игнатий из Антиохии (начало II века) утверждает, что в то время существовало собрание сочинений Павла. А Поликарп из Смирны (115 г. по Р. X.) называет несколько апостольских писем Писанием. Исключительно христианские Писания Попытки сформировать новозаветный канон наткнулись на непредвиденное препятствие: еретические течения, угрожавшие христианству во II веке. Маркион Синопский (140 г. по Р. X.) первым провозгласил канон, хотя и неполный, исключительно христианских Писаний. Отрицая полностью Ветхий Завет, он включил в канон только 10 писем Павла и отредактированный вариант Евангелия от Луки. Его канон встретил яростное сопротивление. Юстин Мученик, ссылаясь на "мемуары" апостолов, известные также как Евангелия, подчеркнул, что еженедельно Евангелия читались в церкви вместе с сочинениями пророков. Он цитирует и Ветхий Завет, и апостольские писания с одинаковым уважением. И хотя нам неизвестно, знал ли Юстин о Евангелии Иоанна, создается впечатление, что он все-таки был с ним знаком. Ведь один из его учеников, Татиан, говорил о "четвероевангелии" (160 г. по Р. X.) - о своде из четырех Евангелий, ни больше, ни меньше. Немного позднее Ириней Лионский (178-200) "доказал", что существовало только четыре Евангелия, как и у компаса 4 направления, и 4 стороны у ветра. Поэтому и церковь во всем мире покоится на четырех столпах (Евангелиях). Ириней также добавлял, что в Откровении говорится о 4 животных, которые отражают 4 аспекта личности Иисуса в евангельских Писаниях. В 1740 году итальянский историк Муратори опубликовал незаконченную рукопись, которую он нашел ранее. Канон Муратори относится к концу II века. Несколько писем, не принадлежавших Павлу, были в нем опущены, но это объясняется фрагментарностью рукописи. Канон отрицает писания еретических групп. Хотя он включал апокрифическую книгу Премудрости и псевдоэпиграфическую книгу Апокалипсис Петра, он отверг книгу "Пастырь Гермы" как написанную слишком поздно. (К несчастью, Ириней цитировал эту книгу со словами: "Писание говорит", - и это показывает, что в тот период не только 27 книг Нового Завета считались каноническими). Тертуллиан, однако, настаивал на апостольском авторстве как на главном критерии канона. Климент первым использовал четко слова "завет" в буквальном смысле в отношении к Новому Завету. Он цитировал книги Нового Завета чаще, чем Ветхий Завет. Ориген классифицировал священные писания на 3 категории: признанные, спорные и поддельные. В первую группу он включил 21 книгу Нового Завета, во вторую - 6 книг (Послание к евреям, Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иуды), а различные еретические "евангелия" в третью группу. В дальнейшем он открыл путь к признанию спорных книг. В частности, он отметил, что Посланию Иуды не хватает апостольского авторитета, но в нем слова "полны небесной благодати". Несколько других книг, в том числе "Пастыря Гермы" и так называемое Послание Варнавы он считал авторитетными. Но все же непонятно, считал ли он их каноническими. Самое раннее упоминание о 27 книгах Нового Завета как о закрытом каноне, к которому ничего нельзя добавить и от которого ничего нельзя отнять, появляется в записях Афанасия (367 г.). Гиппонский собор (393 г) и Третий Карфагенский собор (397) уступили под влиянием Августина. Итак, ученые, ведомые Божественным Провидением, во второй половине IV века установили пределы канона Нового Завета. 27 книг от Матфея до Откровения составляют Новый Завет, который обладает божественной властью наравне с Ветхим Заветом. Однако небольшие стычки в битве за Новый Завет все еще вспыхивали. Всю свою жизнь Мартин Лютер продолжал высказывать оговорки по поводу Послания к евреям, Иакова, Иуды и Откровения. До конца своих дней он высказывал сомнения в Послании Иакова. Его сомнения побудили его к желанию сократить канон Нового Завета. Кальвин был более умеренным в обсуждении Нового Завета. Например, он считал, что 2 Петра было написано не самим Петром (но одним из его учеников). Но это не мешало Кальвину считать его каноническим. Закрытый канон? Является ли канон - 66 книг Ветхого и Нового Завета - закрытым? Ответ однозначный - да. Канон Ветхого Завета был закрыт примерно за 100 лет до рождения Иисуса. Канон Нового Завета был закрыт в конце IV века. Нам больше не нужно продолжать работу христиан второго века, которые лично знали апостолов. Именно их труд привел к тому, что мы называем вдохновленным свыше отбором книг иудейского и христианского канонов, которые и составляют нашу Библию. "Все Писание" - не больше и не меньше того, что мы имеем, - богодухновенно и поэтому полезно (2 Тим. 3:16). Только Библия во всей полноте составляет единый канон для всей Церкви.
-
Игумен
- ПРИХОЖАНИН
-
Игумен » 10 фев 2012, 11:58
Епископ Никодим (Милаш) Толкование на правила Афанасия великаго, архиепископа александрийскаго
Святаго Афанасия, архиепископа александрийскаго, из 39 послания о праздниках. Правило 2.
Но поелику упомянул я о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, яко имеющих ко спасению божественныя писания, и боюся, чтобы, как писал к Коринфянам Павел (2Кор.11:3), некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты, хитростью человеков, и потом не начали внимати иным книгам, так называемым апокрифическим, будучи обмануты единоименностию их с истинными книгами: то потерпите молю, аще о известном вам, еще и я воспоминаю, ради нужды и пользы церкви. Желая же о сем воспомянути употреблю, для оправдания моего дерзновения, образ словес евангелиста Луки, и реку и я: понеже некие начали слагати себе так именуемыя апокрифическия книги, и смешиванти оныя с богодухновенным писанием, о котором мы удостоверены, якоже предаша отцам от начала самовидцы и слуги бывшии словесе: изволися и мне, побужденному истинными братиями, и дознавшему сначала по ряду изложити, какия книги приняты в канон, преданы и веруются быти божественными, дабы каждый обольщенный отверг обольщающих, и каждый пребывший чистым возрадовался о новом предостережении. И так всех книг ветхаго завета числом двадесять две; ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам оныя суть следующия: во первых Бытие; потом Исход, далее Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие; за сими следует Иисус Навин, Судии, и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из коих как первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая за одну; после сих Паралипоменон первая и вторая, также считаемыя за одну книгу; далее Ездры первая и вторая также за одну; после сих Книга Псалмов, и потом Притчи, потом Екклисиаст, и Песнь песней. По сих Иов; наконец пророки двунадесять, считаемыя за одну книгу, потом Исаия, Иеремия, и с ним Варух, Плачь и Послание; а по них Иезекииль и Даниил; сии составляют ветхий завет. Но должно без укоснения рещи и о книгах новаго завета. Они суть следующия: четыре евангелия, от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих Деяния апостолов, и седмь так именуемых соборных посланий апостолов, как то: Иакова едино, Петра два, потом Иоанна три, и Иуды едино; к ним четыренадесять посланий апостола Павла, которыя пишутся следующим порядком: первое к Римлянам, потом к Коринфянам два, по сих к Галатам, далее к Ефесеям, потом к Филипписиям, к Колоссаям, к Солунянам два, ко Евреем, к Тимофею два, и к Титу едино, и последнее к Филимону едино; и наконец Апокалипсис Иоанна. Сии суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих токмо благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них что либо. О сих Господь посрамляя саддукеев глаголал: прельщаетеся, не ведуще писаний, ни силы их (Мф.22:29). Иудеев же увещевал: испытайте писания, яко та суть свидетельствующая о мне (Ин.5:39). Ради большия же точности, поелику пишу ради нужды, присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другия книги, не введенныя в канон, но назначенныя отцами для чтения нововступающим, и желающим огласитися словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх сих читаемых и оных канонических, нигде не упоминается об апокрифических: но сие есть умышление еретиков, которые пишут оныя, когда хотят, назначают и прибавляет им время, дабы представляя их, аки бы древния, имети способы к прельщению оными простодушных.
(Ап. 60, 85; Лаод. 60; Карф. 24; Григория Богослова и Амфилохия о книгах Св. Писания).
Настоящее правило озаглавливается: εκ της λθ' έορταστικής επιστολής, — написано Афанасием в 367 г. Настоящее послание имеет большое значение, так как трактует об основании и первоисточнике православного христианского верования; на этом послании, равно и на том, что говорят об этом предмете Кирилл Иерусалимский [2], Григорий Богослов, Амфилохий и 60-е правило Лаодикийского Собора, основывается нынешнее учение православной церкви о Св. Писании и о книгах, из коих оно состоит [3]. Как в этом послании, о числе книг Св. Писания говорится так же и в Συνοψις επίτομος της θείας γραφής, который сохранился под именем Афанасия, а также в Έκδοσις ακριβής της ορθοδόξου πίστεως Иоанна Дамаскина (кн.IV, гл.17). В настоящем послании Афанасий говорит о книгах Св. Писания сначала канонических, затем неканонических и наконец об апокрифических.
Относительно канонических книг, т.е. книг, вошедших в канон (κανονιζόμενα), св. Афанасий замечает, что эти книги, путем предания, сохранились в церкви до его времени, что они - богодухновенное Писание (θεοπνεύστος γραφή), признаваемое всеми божественным (θεΐά βιβλία), что они - источники спасения (πηγαί του σωτηρίου), ибо только (μόνοις) в них проповедуется наука благочестия, а потому никто не имеет права ни прибавлять к ним что-либо, ни убавлять. Подчеркнув значение канонических книг Св. Писания, св. Афанасий перечисляет по порядку эти книги, сначала Ветхого Завета, о которых говорит, что их - числом двадцать две (по числу букв еврейского алфавита, сколько насчитывали и евреи, считая за одну - две и больше книг), а затем - книги Нового Завета, как их и ныне признает и принимает православная церковь.
Из ветхозаветных книг св. Афанасий приводит отдельно книгу "Судей", и отдельно — "Руфь", и это потому, что книга "Эсфирь" не упомянута [4], так это опять выходите общим числом 22 книги, сколько значится и в 60-м правиле Лаодикийского Собора [5].
Из новозаветных же книг св. Афанасий упоминает двадцать семь, сколько значится и у Амфилохия, Иоанна Дамаскина и в нашем катехизисе. Перечислив канонические книги Ветхого и Нового Завета, св. Афанасий приводит затем неканонические книги (ού κανονιζόμενα βιβλία), которые, следовательно, не вошли в канон, но которые он считает также хорошими и полезными для чтения и особенно для желающих стать христианами и ознакомиться с наукой благочестия (τοις άρτι προσερχομένοις και βουλομενοις κατηχεϊσθαι τον της ευσέβειας λόγον). Из таковых неканонических книг св. Афанасий упоминает 5 ветхозаветных и 2 новозаветных, а именно:
1) Σοφία Σολομώντος (Премудрость Соломонова), 2) Σοφία Σειράχ (Премудрость Сирахова), 3) Έσθήρ (Есфирь), 4) Ίουδήθ (Юдифь), 5) Τωβίας (Товия), 6) Διδαχή καλούμενη των Αποστόλων (так именуемое Учение Апостолов) и 7) Ποιμήν (Пастырь).
Книга Есфирь поставлена между неканоническими книгами наверно потому, что в то время александрийские евреи еще не были согласны относительно каноничности этой книги с палестинскими, считавшими ее таковой, каковою для восточной православной церкви признал ее и Кирилл Иерусалимский [6]. Прочие же четыре книги: Премудрость Соломонова, Премудрость Иисуса сына Сирахова (ecclesiasticus), Юдифь и Товия признавались всегда в восточной православной церкви неканоническими, но все же хорошими, поучительными и святыми [7]. И, наконец, две последние книги — "Учение Апостолов" и "Пастырь" признавались церковью хорошими и для оглашенных полезными книгами.
Относительно первой книги ("Учение Апостолов") Зонара замечает, что некоторые говорят (τινές λέγουσιν), что это Апостольские постановления, собранные Климентом; Трулльский Собор (прав. 2) воспретил чтение их [8]. Учение Апостолов (Διδαχή των αποστόλων) в прежние времена отождествлялось с Апостольскими постановлениями (Διαταγαι των αγίων αποστόλων) [9], почему и могли думать, что и св. Афанасий считал Διδαχή Апостольскими постановлениями. Научные открытия новейшего времени показали, что это не так. Под Διδαχή св. Афанасий не разумел Апостольские постановления, а совершенно другую книгу, которая редактирована была в первой половине II века в Египте (по другим — в Сирии или Палестине). Содержание этой книги известно [10]. Она - самостоятельное сочинение, имеющее с Апостольскими постановлениями то общее, что послужила источником для первого отдела (гл.1-32) VII книги Апостольских постановлений. А что св. Афанасий в настоящем своем послании имел в виду именно Διδαχή, а не Апостольские постановления, доказательством служит то, что, как ныне известно, сам Афанасий пользовался этим Сочинением, и в частности Σύνταγμα διδασκαλίας προς μονάζοντας, дошедшая до нас под именем Афанасия, есть, в первой своей части, не что иное, как переработанное издание Διδαχή. Книга Ποιμήν (Пастырь), составленная Ермой в начале II века, стоит по своему содержанию в некоторых частях в тесной связи с Διδαχή и очень ценилась в древней церкви; Ориген считал ее даже divinitus inspirata. В виду такого значения "Пастыря", св. Афанасий мог рекомендовать его, вместе с Διδαχή, для употребления оглашенных [11].
Перечислив в своем послании канонические книги Ветхого и Нового заветов, далее книги, не вошедшие в канон, однако полезные для оглашенных, св. Афанасий упоминает и απόκρυφους βίβλους (libros reconditos), которые сочинили еретики с целью сбить простецов с пути истины, выдавая их за древние книги, а между тем в них содержится извращенное христианское учение. Для предохранения верных от этих ложных, еретических книг, св. Афанасий и написал именно, как сам об этом говорит, настоящее послание. Об этих книгах сказано, сколько нужно, в толковании 60-го Ап. правила.
Примечания: 2. Огласительное поучение IV,35 [Migne, s.g., t.33, col.497-500]. 3. См. "Хришт. катихизис правосл. источне цркве", гл. о Св. Писании в частности (изд. Белград, 1877 г., стр.10-15) [ср. в русском тексте "Простр. христ. катехизиса", изд. 1889 г., гл. "О Священном Писании в особенности", стр.9-15]. 4. У Кирилла Иерусалимского (упом. место) книга "Руфь" присоединена к книге "Судей", а книга "Есфирь* числится отдельно среди канонических книг. У Афанасия Великого книга "Есфирь" не значится, равно ни у Григория Богослова, ни у Мелитона Сардского (Euseb. Hist. eccl., IV,26), так как не везде еще в христианской церкви было утверждено, у всех ли евреев (палестинских и александрийских) считалась она каноническою книгою, ибо многие отцы церкви считали это главным признаком каноничности или неканоничности подлежащей книги. У Амфилохия, равно в Изложении веры (упом. место) Иоанна Дамаскина эта книга включена в список канонических книг, точно также и у Кирилла Иерусалимского. Тоже и в нашем катехизисе (упом. место). 5. См. преосв. Макария Введение в православное богословие (§129), где приведены многие свидетельства об этом. В римско-католической церкви считаются каноническими и некоторые другие книги Ветхого Завета, о чем см. в толковании 24 карф. правила. 6. См. выше прим. 1. 7. Кроме упомянутых 4 неканонических книг Ветхого Завета, неканоническими, по учению православной церкви, считаются еще: 2-я и 3-я книги Ездры (а под упомянутой выше, как канонической, 2-й книгой Ездры нужно разуметь книгу Неемии), все три книги Маккавейские, а также некоторые места в канонических книгах Ветхого Завета. См. преосв. Макария Введение в православное богословие, §127. 8. Толкование настоящего послания в Аф. Синт., IV,81. Тоже и в Алф. Синтагме Властаря (Аф. Синт., VI,146), равно у архим. Иоанна, упом. соч., II,10. 9. Об этом сборнике см. в настоящем издании, т. I,440 и сл.
-
Игумен
- ПРИХОЖАНИН
-
Вернуться в Священное Писание
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
|