Пред. тема • След. тема
Размещаем просьбы о помощи, объявления о предстоящих Церковных и культурных общественных мероприятиях, благотворительных акциях. Помогаем друг другу в поиске нужной информации. Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Ustavchik » 05 сен 2013, 17:22
Что такое богослужение "по Уставу", в соответствии с Типиконом, знают сегодня, к сожалению, очень немногие, невзирая на регулярное и давнее участие в церковных службах.(Речь в данном случае идет не только о соблюдении суточного времени богослужебных чинов и их полноте, но и о мелодической культуре "погласиц" при чтении литургических текстов, о полноценности Осмогласия, реализуемом в знаменном распеве в различных его видах - ипофонном, эпифонном и антифонном).Однако, такой опыт, хотя бы единожды осуществленный, был бы, несомненно, полезен всем ревнителям Отечественного Церковного Предания. Например, такой опыт описывает Скабалланович М.Н. в Толковом Типиконе (текст в следующем сообщении). Участники Певческо-Чтецкой Школы "Глаголь" могли бы посильно способствовать такому доброму начинанию. Посему ждем общения на настоящую тему со всеми заинтересованными лицами: настоятелями, псаломщиками и регентами(если таковые обрящутся).http://vk.com/lectorsingerhttps://www.facebook.com/glagol.verbumglagol-verbum@mail.ru
-
Ustavchik
- ТРУДНИК
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 7
- Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: Дионисий
-
Ustavchik » 05 сен 2013, 20:12
Михаил Скабалланович ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСУЩЕСТВИМОСТЬ ВСЕГО УСТАВА ВСЕНОЩНОЙ (ПРИМЕЧАНИЕ) Совершение всенощной по всем вышеизложенным требованиям Типикона — с пением, например, целого 103 псалма (с припевом к каждому стиху), всех 8 псалмов 1 кафизмы, протяжным пением двух больших полиелейных псалмов или громадного 118 псалма, особенно же с пением 120 ирмосов и тропарей канона, не говорим уже о множестве стихир, седальнов, тропарей и т. п., — совершение всенощной с такой массой пения, да еще с 7 чтениями, может показаться решительно неосуществимым. А применение многогласия в Русской Церкви XVI–XVII в., т. е. в эпоху, когда всенощная закончила свое развитие, по-видимому, и исторически подтверждает такое мнение. И вот как бы для фактического опровержения такого пагубного для Типикона мнения недавно в Киевской Духовной Академии был сделан опыт такой всенощной, вероятно, первый и единственный в России после XVII в. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, так же как не поются нигде вся 1-я кафизма, полиелей или Непорочны). Мысль о такой всенощной зародилась еще два года тому назад одновременно у двух профессоров Академии — проф. литургики свящ. В. Д. Прилуцкого и автора настоящей книги. Обсудив вопрос, они решили, что осуществление этого намерения потребует расхода minimum в 300 руб. на два хора (которые по идее антифонного пения, на коем построено все наше богослужение, должны быть совершенно одинакового достоинства) и не менее двух месяцев напряженной подготовки (спевок). Когда упомянутые профессора поделились этими мечтами со своим единомышленником по литургической области еп. Аккерманским Гавриилом (Чепуром), он упрекнул их в наивности и сказал, что это будет стоить 3000 руб. и 2 лет подготовки. Носившаяся таким образом в воздухе мысль об идеальной всенощной запала в душу двух благоговейных студентов IV курса: священника З. Т. Саплина (куряк) и И. А. Лаговского (костромич; вышеперечисленные лица: рязанец, литовец и херсонец). Они решили сделать из этой всенощной нечто обетное и нашли среди студентов-певцов около 20 лиц, выразивших готовность, с немалым риском для горла, петь хотя бы то всю ночь, с 6 ч. вечера до утра. Человек 7 из этих 20 были студенты IV курса, затем по количеству следовали студенты I курса, потом II и, наконец, III; в племенном отношении исполнители распределялись приблизительно поровну между великороссами и малороссами. Всенощная предполагалась сначала под 5 декабря, как день памяти св. Саввы Освященного, но по разным соображениям для нее выбрали 10–11 ноября, воскресенье с 1 гласом, самым богатым музыкально. Спевка длилась месяца 1 1/2. Местом для всенощной выбрана малая, Свято-Духовская, церковь Братского монастыря (в ограде коего помещается Академия). Церковь вдоль всех стен была уставлена скамьями. Ректор Академии еп. Иннокентий, с большим сочувствием отнесшийся к делу, выразил согласие, — чтобы не мешать полному осуществлению требований Типикона, как известно, не предусматривающего участия архиерея во всенощной, — занять в церкви лишь положение настоятеля и ограничиться назначаемыми в Типиконе функциями последнего (его сану отдана была честь в церкви только по окончании всенощной пением испола и проводным звоном). Он занял место на середине храма у стены, в мантии. Служили всенощную студент IV курса иеромонах Антоний (Романовский) и студент IV курса иеродиакон Нектарий (Трезвинский). Полностью http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya ... -all.shtml
-
Ustavchik
- ТРУДНИК
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 7
- Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: Дионисий
-
A®ian » 05 сен 2013, 20:25
Ustavchik, а теперь тоже самое, но своими словами. Перепосты (копипасты) у нас не приветствуются. А если уж делаете их, то постарайтесь делать в соответствующем разделе. Например, в разделе "Православный интернет".
-
A®ian
- АДМИНИСТРАТОР ПРОЕКТА
-
Доминик » 05 сен 2013, 20:29
Ustavchik, ну и как вы сами относитесь к идее служить в наше время идеальную всенощную?
"Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника." Фома Аквинский
-
Доминик
- СУПЕРМОДЕРАТОР
-
Ustavchik » 05 сен 2013, 20:42
Доминик писал(а):Re: Клиросное предложение Доминик » 05 сен 2013, 19:29
Ustavchik, ну и как вы сами относитесь к идее служить в наше время идеальную всенощную?
Доминик, очень положительно отношусь, необщеобязательно, конечно, но исключительно среди ревнителей-единомышленников. А Вы как относитесь?
-
Ustavchik
- ТРУДНИК
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 7
- Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: Дионисий
-
Ustavchik » 06 сен 2013, 00:12
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (САХАРОВ), ЕПИСКОП КОВРОВСКИЙ, ИСПОВЕДНИК И ПЕСНОПИСЕЦ: "Чины церковные и правила молитвы создавались не случайно и не как-нибудь. Все они, все то, что заключается в Типиконе и богослужебных книгах, в большинстве является плодом иногда целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви, великих угодников Божиих, неусыпных молитвенников, для которых молитва составляла все в жизни, которые возгоревшись желанием горнего, жестость пустыни паче всего мира сладких предпочли [60] и удалившись совершенно от людей и соделавшись жителями пустыни, вселенную утвердили молитвами своими [61], и которых внегда пети им святые молитвы, сослужителями были Ангелы [62], которые за молитвой забывали о пище, о сне, об окружающих врагах и мучителях, которые свое богослужение и молитвенное правило оканчивали в засыпаемых катакомбах, в подожженных со всех сторон храмах [63], на пути к месту казни [64], во время самых мучений [65], склоняя под меч свою голову, или растерзываемые зверями, иногда смешивая свою кровь с кровью Владыки своего при незаконченной еще Литургии [66]. Сии святые делатели молитвы опытно познавали, как легче и прямее достигнуть спасительнейших и сладостнейших плодов молитвы [67]. А Церковь принимала и сохраняла и те священные слова, в которых они изливали Богу свои души, и тот опытно проверенный ими строй и порядок молитвы и богослужений, которые они слагали для себя, а иногда рекомендовали своим собратиям и чадам духовным [68]. Из собранного таким образом богатства молитвенного опыта лучших своих сынов, руководимая Духом Божиим Святая Церковь избрала лучшее, потребнейшее, систематизировала, исправляла недоконченное, приводила к стройному единству [69] и давала в руководство своим послушным чадам, которые и принимали все с любовию, не как иго неудобоносимое, а как бремя благое и легкое [70], полученное от возлюбленной и любящей Матери. Так слагался наш церковный Устав, которые наши старые русские книжники не без основания называли "КНИГОЙ БОГОДУХНОВЕННОЙ". Наш Типикон [71] - это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными между прочим и для нас [72]. В богослужении, в Уставе православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность. Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении. Перестановка одной части богослужения на место другой, внесение несоответствующих дополнений, опущение даже небольших деталей, - это также нарушает общую гармонию богослужения, как фальшивая нота в пьесе, как случайно проведенная на картине ненужная черта или клякса, как не на месте устроенное окно или карниз в стройном здании. В грубой, топорной работе и большие неточности незаметны. В работе тонкой, в художественном произведении, в точном механизме неточность и в 1 миллиметр бросается в глаза (конечно понимающему), нарушает красоту, может остановить механизм. Наше богослужение - высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И одно "Господи помилуй" опущенное или прибавленное, для церковных людей то же, что для художника одна черточка не на месте поставленная, что в сложном точном механизме ошибка на 1 мм [73]. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, - это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе [74]. Чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей [75] исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного [76] Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь".
-
Ustavchik
- ТРУДНИК
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 7
- Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: Дионисий
-
Доминик » 06 сен 2013, 10:34
Ustavchik писал(а):А Вы как относитесь?
думаю, что это не реально. Да и какой подготовки требует! Да и зачем?
"Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника." Фома Аквинский
-
Доминик
- СУПЕРМОДЕРАТОР
-
Пламень » 06 сен 2013, 11:35
Ustavchik писал(а):Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь".
А вот интересно, если какие-то "мельчайшие детали чинов и служб церковных" изменяются в связи с объективными препятствиями, это как-то может повлиять на спасение душ прихожан? Их молитвы "не по уставу" искажают смысл учения Святой Церкви?
-
Пламень
- СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ
-
Ustavchik » 06 сен 2013, 11:55
Полагаю, что в церкви должна быть "полнота возможностей" по верному слову прот. Леонида Цыпина. [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=2DJC1nLW42U[/youtube] (Хор средневекой певческой культуры "Вертоград" (Волгоград) под управлением Дениса Белицкого
Порой складывается ощущение, что Волгоград "спит", предлагаю посмотреть что происходит вокруг, например, в Питере: [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Cgl9Kpip2n0[/youtube]
Или в Москве: [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=EGajwz34knM[/youtube]
-
Ustavchik
- ТРУДНИК
-
Автор темы
Профиль
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован:
г.
-
-
-
Пол:
Страна:
Российская Федерация
-
-
- Cпасибо сказано: 7
- Спасибо получено: 4 раз в 4 сообщениях
-
Вероисповедание: православный христианин Реальное имя: Дионисий
-
Пламень » 06 сен 2013, 16:12
Ну вот сразу объективное препятствие - интернет медленный, видео не грузятся А в хоре три старушки, которые поют "по памяти" а не по нотам и мужчин-чтецов нет. Все, до нас благодать Божия в полной мере не дойдет? А достаточное количество глухонемых людей, которые все же приходят на службу, но пение для них недоступно - все, отверженные? (Сурдоперевод службы, конечно, в больших храмах имеется, но я не думаю, что мелодии им понятны) Да и просто, у некоторых медведи на ушах топтались, им что вальс, что полька - все едино, и призывать их петь - это нарушение прав окружающих.
-
Пламень
- СТАРШИЙ ЭКСПЕРТ
-
Вернуться в Объявления
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
|