Город Вифлеем (Бейт-Лехем) расположен в 12 километрах к югу от Иерусалима. Современный Вифлеем – город с деловым ритмом, населенный в основном христианами-арабами – искусными мастерами. В Писании говорится, что здесь был помазан на царство Давид, а через 1000 лет после этого здесь появился на свет Господь наш Иисус Христос. Только при императоре Константине Великом Вифлеем приобрел религиозное значение. Константин Великий велел построить над гротом, в начале эры уже считавшимся местом рождения Христа, первую церковь, торжественно освященную в 339 году. Вифлеем принадлежит к трем величайшим раннехристианским святыням Палестины, наряду с Иерусалимскими Виа Долороза и Храмом Гроба Господня.
В Евангелии от Луки говорится о том, что еще до рождения Спасителя римские власти приказали провести перепись населения, с тем чтобы каждый проживал там, где родился. И потому родители Иисуса переехали в Вифлеем из Назарета. Но для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице, поэтому Иисус родился в пещере, которая использовалась как конюшня.
читать далее:
[ Свернуть ]
Прошло три столетия, и над пещерой, в которой по преданию родился Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос, была воздвигнута величественная церковь – базилика Рождества Христова, посвященная этому событию. Это один из самых древних храмов в Святой Земле. По преданию это единственный храм, который не был разрушен на Святой Земле во время нашествия персов-зороастрийцев – из-за красивого мозаичного изображения трех волхвов на стене храма. Волхвы, они же маги, были зороастрийскими жрецами, которые прибыли, чтобы поклониться Богомладенцу Иисусу. Они изображены одетыми в персидское платье. Считается, что именно это обстоятельство остановило персов и предотвратило разрушение церкви. До наших дней данное изображение не дошло.
Первоначально храм был построен византийским императором Константином Великим и его матерью царицей Еленой в 326 году, торжественно освящен в 339 году. Эта церковь была частично разрушена во время восстания самаритян в VI веке. Нынешнее здание храма реконструировал в 530 году император Юстиниан. Своим внешним видом церковь напоминает крепость. Первоначальные широкие входные врата в храме были заложены (сейчас свод входа довольно низкий и узкий, так что входящему приходится нагибаться), по этой причине они стали называться «Вратами смирения». Это связано с горьким опытом мусульманских завоеваний: вход сделали низким, чтобы нельзя было въехать верхом на коне.
Базилика представляет собой прямоугольное здание, вытянутое в длину с запада на восток, разделенное на пять нефов четырьмя рядами высоких колонн. Под алтарем лестница ведет в маленькую подземную пещеру – Святой Вертеп (размером 12 × 4 м), где родился Спаситель мира. В ней со времен святой Елены располагался подземный храм. Туда ведут каменные ступени времени святого Юстиниана. Прямо напротив входа – место Рождества Христова. Само место рождения Иисуса отмечено Католической Церковью в 1717 году – туда поместили серебряную 14-конечную звезду (она обозначает точное место рождения Христа), символизирующую Вифлеемскую звезду, на которой надпись на латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Слева – придел Яслей, небольшое углубление в пещере. Сами Ясли, в которые Пресвятая Богородица положила Сына сразу по рождении, скрыты под мраморной облицовкой. Над звездой на полу и над Яслями водружены мраморные плиты-престолы, на которых служится Божественная литургия. Как и во всех святых местах Палестины, иконостаса здесь нет. Стены украшены керамическими шпалерами XIX века. Слева от алтаря верхнего храма – придел Армянской Церкви во имя трех царей (XIX век). Из него – вход в католический францисканский храм. Его дворик стилизован под византийскую капеллу. В базилике сохранились фрагменты напольных мозаик времени святого Константина Великого. В храме 44 колонны времени святого Юстиниана из розового песчаника, которые так хорошо отполированы, что кажутся сделанными из мрамора. Сохранилась колонна с отверстиями, из которых, по преданию, вылетел рой пчел и выгнал из храма сарацин, намеревавшихся разорить его. Отверстия в колонне показывают паломникам и сегодня. Росписи на колоннах и настенные мозаики относятся ко времени византийского императора Мануила Комнина (1143-1180 гг.). На одной стене – мозаичные изображения Вселенских Соборов (сохранился лишь фрагмент со Вторым Cобором), на другой – Поместных Соборов. Справа от входа – юстиниановская купель (первоначально располагалась за алтарем). Амвон перед алтарем соорудили крестоносцы. Иконостас из резного дуба изготовлен в 1744 году и привезен из Греции. Многие паникадила, огромные лампады и колокола подарены были вифлеемской базилике русскими императорами Александром III и Николаем II. Колокола также привезены из России. В базилике Рождества Христова среди других святынь имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.
В Храме Рождества, как и в Храме Гроба Господня, нет никакого единения между разными христианскими конфессиями, особенно это обострилось после 1855 года, когда турецкий султан передал преимущественное право распоряжаться Храмом Рождества Греческой Православной Церкви. По-прежнему в нем распоряжаются только наиболее крупные конфессии, и каждая празднует Рождество Христово в свой день.