Секту, сектантство, говорят, можно и внутри Православной церкви найти по этим признакам:
"... прежде чем войти в контакт с руководителем и последователями любой религиозной группы - будь то монастырь, приход, братство, сестричество, миссионерская община и т. д. задавать себе следующие вопросы:
1. Какова история группы или "юрисдикции"? ...
2. Не говорят ли здесь: "Все прочие ... никуда не годятся, вы им не доверяйте, но у нас-то все как полагается!" Это верный признак культизма.
3. Нет ли ощущения мании преследования, "все против нас", или атмосферы "мы и они"? Не считается ли руководитель "гонимым" и "непонятым" другими в православном мире? Не рассматриваются ли посторонние, как "враги"? Ограничивается ли общение последователей личности с теми, кто вне группы? Употребляют ли по отношению к критикам унизительные выражения ("тупой", "быдло", "плебей", "мирской" и т.д.)?
4. Просили ли вас когда-либо о чем-то заведомо незаконном, аморальном, или унизительном? Здесь хитрость заключается в том, что если человек усваивает мировоззрение культизма, то все что угодно может быть оправдано "послушанием", или наоборот, чувством собственного превосходства.
5. Нет ли нарушений в вероучении или экклезиологии, как, например: "Нам епископы (или священники) не нужны", "настоящих епископов больше не осталось"; это, как правило, означает, что руководитель поссорился со своим епископом (если у него вообще когда-то был епископ)... Не заметны ли попытки подорвать репутацию признанных авторитетов Церкви, или, по крайней мере, посеять сомнения в их компетенции?
6. Даже если на взгляд группа живет небогато, полезно узнать, не склоняет ли новообращенных к пожертвованиям в том или ином виде (деньгами, имуществом, доверенностью на кредит). Даже в монастыре на это следует обратить внимание: обычно до пострижения от послушника не требуется, чтобы тот расстался с личными сбережениями, ни в пользу монастыря, ни в пользу своей семьи. Аналогичный вопрос: не оказывают ли гостям и родственниками особых почестей, чтобы выманить у них крупные пожертвования?
7. Не в ходу ли запугивания и обвинения, например, для привлечения в группу ("если вы не примете монашество, я вам гарантирую, что вы попадете в ад") или для удерживания в ней ("если вы уйдете - вы погибли, вы вернетесь к своему прежнему греху")? Не лгут ли о тех, кто покинул группу? Известно, например, что кто-то ушел по своей воле, а руководители упорно твердят, что его "выдворили" как развратника, или безумца, или ослушника, вместо того, чтобы просто сказать, что у человека, например, не было призвания к монашеству.
8. Если вы мирянин и ходите в церковь, должны ли вы получать разрешение ("благословение") от священника, прежде чем поменять работу, купить машину и т.д.? В нормальных условиях это не подлежит ответственности приходского священника, каким бы мудрым и набожным он ни был. Каждый может - и должен - просить молитвенной помощи и совета в таких обычных житейских делах, но спрашивать разрешения - совсем другое дело. Недопустимо навязывание своей воли, подавляя чужую.
9. Оправдывает ли руководитель ложь или искажение фактов тем, что группа, якобы, служит "высшим целям"? Другими словами, "оправдывается ли средство целью"? Оказывает ли группа своим членам медицинскую помощь (физическую, или эмоциональную, если они в этом нуждаются), или же их отправляют домой, чтобы расходы несли родственники?
10. Заметны ли проявления мании величия со стороны руководства? Иными словами, не видят ли они себя и группу некими наставниками, избавителями или спасителями всей Церкви? Если хоть один из ответов на эти вопросы обнаруживает некие отклонения от нормы, такую группу надлежит немедленно покинуть: послушание имеет смысл и цену лишь тогда, когда оно добровольное, а не вынужденное посредством страха, чувства вины или эмоционального шантажа. Серьезность подобной ситуации трудно переоценить.
Взято
отсюда